Долина смерти корпоративных инноваций, постоянная пересборка и оцифровка результатов: эксперты бизнеса о том, как выстроить системную работу с инновациями
Эксперты «Акселератора ФРИИ» проанализировали этапы работы с инновациями в корпорациях и упаковали результаты анализа в простой и понятный «Фреймворк ФРИИ для системной работы с инновациями в корпорации». Он поможет выстроить процесс работы с инновациями и сделать его управляемым.
а
19 октября мы обсудили фреймворк с представителями инновационных подразделений лидирующих российских корпораций: Дмитрием Гришиным, директором по инновациям Банка Уралсиб, Наталией Дегтяревой, директором корпоративного акселератора ВТБ, Евгением Джамаловым, директором по инновациям «Магнит», Павлом Беловым, руководителем по инновациям «Мегафон», Дмитрием Куриным, директором департамента открытых инноваций и инвестиций MTС, Марианной Данилиной, руководителем направления цифровой трансформации Промсвязьбанка и Дмитрием Чисниковым, начальником отдела инновационных проектов Первой грузовой компании.
а
Делимся тезисами дискуссии.
Перед нами должен стоять вопрос «Где миллиард?». Если вы приходите к акционеру раз в несколько месяцев или лет с ответом на этот вопрос, инновации переходят из формата эксперимента, который держится на энтузиазме определенного количества менеджеров, в системную работу.
О том, как найти формат работы с инновациями, подходящий вашей компании
1
Постоянная пересборка — единственный способ найти формат, который будет работать в вашей компании.
2
На первом этапе работы с инновациями важно определить границы: что будем развивать внутри, какие процессы можно оптимизировать?
3
Важно поставить границу между технологией и инновацией. Где золотая черта между технологическим отделом и вашим?
4
Есть корпорации, которые используют инновации исключительно для PR-эффекта, поддержания имиджа или HR эффекта. Мы называем это театром инноваций.
У корпоративных инноваторов, как и у стартапов есть долина смерти. Промежуток между этапом выстраивания системной работы с инновациями и получением реального финансового эффекта — это она. Однако для корпоративного инноватора долина смерти никогда не заканчивается. Если вам кажется, что заканчивается, это самообман.
О том, что важно сделать на старте работы с инновациями
1
Важная задача на старте работы с инновациями — формирование фаст-трека: он ломает внутренний процесс, и людям нужно время, чтобы это принять.
2
Инновации не всегда работают по правилам. На первом этапе важно задуматься, зачем это вообще нужно, готов ли топ-менеджмент во все это ввязываться. Когда мы прописываем стратегию того, чем мы будем заниматься, что для нас инновации и какие задачи мы будем решать, мы сразу должны понимать фокус, куда мы будем проецировать наши усилия, с каким заказчиком, по каким правилам мы будем работать.
3
Оцифровать эффект от поддерживающих инноваций будет крайне сложно: вам придется или увольнять людей и переводить процесс на полностью автоматизированный, или не говорить о том, что ваша инновация кому-то помогла. Здесь начинается серая зона. На старте важно разделать поддерживающие инновации для автоматизации и сервисную функцию, которая в своем KPI должна иметь удовлетворенность бизнеса.
В какой-то момент, особенно на зрелых стадиях, слово стартап становится в корпорации ругательным.
О бюджете и миллиардах
1
Действуйте быстрее: кто первый сделал, тот и инноватор. Всегда выстраивайте процесс, потому что каждый пилот вручную достраивать — беда. Выставляйте KPI своим пилотам. Результат вашей деятельности должен быть измерим, а из эффекта, который инновация производит, можно уже считать деньги.
2
На рынке венчура нет единого рецепта, который приведет к миллиарду, есть разные горизонты планирования.
3
Всегда внедрение любой инновации требует подсчета того, сколько это решение принесет. Зачастую это бывает пальцем в небо.
4
Совсем необязательно иметь сумасшедшие бюджеты, чтобы начать запускать инновации. На старте это могут быть скромные цифры.
Инновации — это не waterfall, а скорее agile и то не всегда закономерно реализованный. Какие-то моменты уже понимаешь постфактум.
О бизнес-заказчиках и единомышленниках
1
Главное — найти единомышленников среди разных подразделений, которые могут быть вовлечены в процесс. Объяснять топам, зачем нужны инновации, — неблагодарное занятие. Лучше сразу прийти с наглядными результатами и обосновано показывать, зачем это нужно.
2
Без top down solution инновации не полетят. Важна поддержка топа, который выделит ресурсы. Важно найти крупного заказчика, который сможет оценить инновацию в деньгах и будет иметь выход на руководителей корпорации.
Мы часто говорим, что мы как инноваторы имеем право на ошибку, но это не должно быть индульгенцией. Эффект от нашей деятельности должен иметь измеримое выражение. Как посчитать эффект? Это будет статистика и игра с данными.

Узнайте больше о системной работе с инновациями в корпорациях. Напишите нам и мы расскажем, как выстроить программу обучения сотрудников в компании.

Москва, ул. Мясницкая, 13 с.18
Отрасль вашей компании