Кто такие внутренние предприниматели и как их идеи помогают оптимизировать бизнес?
Внутренние предприниматели — это сотрудники компании, берущие на себя ответственность за разработку инноваций, воплощение идеи в прибыльный готовый продукт или работающее решение, и принимающие на себя связанные с этим риски. Сегодня 80% проектов внутренних предпринимателей направлены на повышение эффективности бизнеса. Эти проекты порой экономят корпорациям миллионы, а иногда и миллиарды.

Вместе с участниками программ корпоративного предпринимательства PepsiCo, X5 Group и МТС обсудили кейсы по оптимизации и узнали, что мотивирует сотрудников реализовывать свои идеи в компании.
Эко-офисы в PepsiCo
Денис Шабанов, руководитель маркетинговой стратегии TikTok for Business, ex-руководитель отдела инноваций в Pepsico
На рубеже 2019 и 2020 годов я занимался инновациями в производстве напитков в Восточной Европе в корпорации PepsiCo. В 2019 году наша команда победила на секторальном конкурсе новых идей The Next Big Idea с программой развития эко-офисов. Мы обошли более 200 команд и защитили наш проект перед 140 менеджерами сектора (страны Европы и Африки).

The Next Big Idea — ежегодный конкурс, принять участие в котором могут все сотрудники PepsiCo. Победитель получает возможность реализовать свою идею и получить призы. В рамках программы можно собрать свою команду, присоединиться к уже существующей команде или стать инвестором. Инвесторы получают виртуальную валюту, которую они могут вложить в понравившиеся им проекты. Самые прозорливые инвесторы также получат призы.
Как возникла идея

В Pepsico существует множество программ устойчивого развития. Это различные потребительские акции, сертификации заводов по эко-методологиям или волонтерские программы. Однако ситуация внутри московского офиса была более прозаичной. Количество используемой одноразовой посуды было чудовищным. Из тарелок можно было построить пизанскую башню, стаканчиками заставить два стадиона, а приборами выложить марафонскую дистанцию. Я уже не говорю про количество потребляемого электричества.

Изначально команда проекта планировала внедрить отдельный сбор и переработку мусора в московском офисе. Но я увидел в этом больший потенциал и помог упаковать идею в глобальную офис-инициативу PepsiCo, которая помимо раздельного сбора и переработки мусора включала в себя отказ от одноразовой посуды, экономию воды и электричества, обучение и получение сертификации.

На мой взгляд, успех проекту обеспечивают три основных фактора: проработанный бизнес-план, готовность выйти из зоны комфорта и сплоченная команда.
  1. Бизнес-план
    Идея должна соответствовать стратегии и цели компании. Она должна быть простой и понятной, а также идеально укладываться в формат pitch. У нас был очень тщательно просчитанный бизнес-план. Нам были необходимы инвестиции для приобретения оборудования, создания информационных порталов, разработки обучающих материалов и компенсации рабочего времени сотрудников. Взамен мы получали нематериальные вещи: улучшение имиджа работодателя и соответствие глобальной цели корпорации, экономию затрат на содержание офисов. Основное преимущество нашего проекта — возможность его простой и быстрой реализации. Проблема ряда команд была в том, что они думали слишком масштабно: их проекты были связаны с огромными инвестициями, что всегда очень долго, дорого и сложно.
    ппппп
  2. Выход из зоны комфорта
    Чтобы не затеряться среди 200 команд-участников, мы нон-стопом занимались самопиаром: вручную отправляли рассылки всем участникам конкурса, просили коллег голосовать за нас. Это не совсем в нашем культурном ДНК, но без этого никуда.
    ааааа
  3. Команда
    Самый важный блок: команду нужно собрать, распределить обязанности, трекать прогресс, работать над мотивацией. Эмпатия — ваш лучший друг по сплочению команды: вам нужно понимать, что движет вашими сокомандниками. Это могут быть фан, слава, соревновательный дух или карьерные возможности. Находите аргументы, подтверждающие эти ценности. Идеями должен кто-то гореть. Лучше, если гореть будете как минимум вы. Так как участие в подобных программах не снимает с нас основных обязанностей, я советую применять one more thing approach. Он заключается в следующем: когда вам кажется, что вы сделали все сегодня, попробуйте сделать еще одну небольшую вещь на благо проекта и после этого заканчивайте. Тогда у вас всегда будет чуть больше, чем необходимо.
В итоге мы победили с 60% голосов. Основными факторами успеха стали простота в реализации (мы уже внедрили переработку в московском офисе), просчитанный бизнес-кейс с окупаемостью в один год и актуальность темы.

Мы приступили к проработке проектного плана с фазированным внедрением: успели финализировать кейс, утвердить план внедрения с другими офисами, разработать и запустить обучающую программу. Мы даже нашли подрядчика по сертификации и запустили тендер на переоборудование офиса, но наступила пандемия — все ушли на удаленку, офисы PepsiСo до сих пор закрыты.
Несмотря на это, я считаю, что это был очень крутой опыт. Ниже — ряд ключевых моментов, почему я считаю проведение и участие в таких мероприятиях крайне важным.
1
Возможность реализовать свою идею в огромной структуре
Многим из нас приходят мысли о том, что ты лишь винтик в системе и ни за что в глобальном масштабе не отвечаешь. Подобные программы позволяют такие мифы развенчивать.
2
Опыт руководства командой и отсутствие формальной иерархии
Это очень важно, поскольку сейчас все больше и больше компаний практикует матричные структуры и умение находить подход к людям и добиться их мотивации. Бесценный навык, который пригодится не только в корпорации.
3
Опыт защиты проектов перед топ-менеджментом
Это помогает научиться думать как топ-менеджмент, собирать факты, подбирать правильные слова.
4
Возможность разобраться в чем-то интересном вам за счет компании
Это уникальная возможность что-то узнать, получая за это зарплату.
Фитнес-маркетплейс в МТС
Алексей Юр, Дейвид Додевски, GOGYM, участники МТС Гараж
GoGym — новый продукт МТС, который позволяет его пользователям тренироваться там, где они хотят, сколько хотят и когда хотят, не переплачивая за это деньги. Пользователь выбирает фитнес-клуб по важным для него критериям, приходит на ресепшн, сканирует QR-код и оплачивает занятие.

В 2019 году я работал в компании МГТС и думал о карьере в финансовой сфере. Тогда же у меня появилась идея проекта GoGym. Я начал с поиска людей, которые помогли бы мне реализовать мою идею. Так в команде появился Дейвид. Затем мы задумались о том, кто будет заниматься разработкой. Этими людьми стали мой брат Богдан и его бывший одноклассник Игорь, которые в тот момент жили и работали в Берлине. После формирования команды мы решили пойти в Акселератор ФРИИ. Мы прошли Преакселератор, но, к сожалению, сам Акселератор пройти не удалось — для этого у нас была слишком ранняя стадия. После ФРИИ мы подали заявку в Высшую школу экономики, там мы прошли через инкубатор и попали в аксель. В ВШЭ мы постоянно участвовали в питчах, показали неплохой трекшн, провели свои первые касдевы и поняли, кто наша целевая аудитория.
Ближе к концу акселерации ВШЭ с нами произошла интересная ситуация. Я рассказал о проекте своему другу и попросил его помочь привлечь инвестиции. Он устроил нам встречу с одним из инвесторов, после презентации проекта которому нам показалось, что у проекта есть будущее. Но в итоге и он, и мой друг прекратили выходить на связь. Через несколько месяцев к нам на почту пришло сообщение от человека, который хотел бы устроиться к нам работать менеджером. Мы нигде не размещали вакансию и поинтересовались, откуда он узнал о нас. Он скинул сайт, который был скопирован с нашего лендинга. Единственное, что изменили, — название. В политике конфиденциальности мы увидели открытое ООО. Гендиректором был мой друг, а учредителем — тот самый инвестор.
В начале работы над проектом мы не знали, где брать инвестиции и время на его развитие. Переход в корпорацию решил эти проблемы. МТС предложила нам структурированный и понятный процесс развития продукта, выделила ресурсы, помогла с маркетингом.
В 2020 году я стал сотрудником МТС и предложил идею проекта внутреннему Акселератору МТС. Ребята круто нас поддержали и помогли с развитием продукта. Мы прошли программу и начали делать полноценный пилот с МТС. МТС — это большая корпорация, которая делится экспертизой, возможностями и силой бренда. На данный момент существует продуктовая команда, которая развивает новый продукт МТС, а мы ее возглавляем.

До участия в МТС Гараж наша идея состояла в том, чтобы сделать поминутный сервис оплаты тренировок. Уже в Гараже мы выявили, что пользователю важно не только тягать железо поминутно, но и ходить на групповые тренировки в студии. После пивота наша идея стала звучать как fitness market place. За три месяца акселерации к демо дню мы добежали с отличными результатами: у нас было 7 партнеров, 403 юзера и 60 тренировок. А в команде так и оставалось четыре человека.

Сейчас мы продолжаем тестировать гипотезу fitness market place, провели несколько исследований, поменяли дизайн, сделав его более удобным текущему юзеру. С нами сейчас уже более 120 партнеров, среди них World Class, X-fit, Alex Fitness. Наша команда пополнилась высококлассными специалистами.

В конце я бы хотел дать несколько советов:

  • Очень многие команды в Гараже были собраны из коллег из разных подразделений. Людей объединяла возможность что-то развить. Внимательно изучите круг общения, рядом точно есть специалисты нужные для реализации вашего проекта.

  • Будь готов к тому, что придется работать за идею. В корпорациях проще перенести этот период. Гараж дает 30% рабочего времени на развитие продукта, если она попала в акселератор.

  • Корпорация усилит твой продукт. МТС нам многим помог.

  • Теперь у нас есть место, где работать и общаться. Это дает нам больше возможностей. Нас всех наняли работать в МТС, где мы все можем развивать интересный нам продукт.
Безостановочная инвентаризация в X5 Group
Евгений Зотов, менеджер по эффективности склада «Пятерочка», X5 Group
Идея нашего проекта зародилась еще в 2016 году. Тогда мы поняли, что причиной больших финансовых потерь часто становятся две полные инвентаризации склада с остановкой всех бизнес-процессов. Каждая инвентаризация занимает сутки, все это время мы не комплектуем, магазин и сервис теряют эффективность. Это приводит к сбою графиков поставок, пустым полкам и потере клиентов. Нужно было сделать так, чтобы инвентаризация была безостановочной. За пять лет работы над ее оптимизацией нам удалось сократить время проведения полной инвентаризации с 24 до 12 часов. Мы даже пробовали привлекать инновационные решения в виде дронов, но столкнулись с проблемами климатического характера и отказались от этой идеи.

В это время X5 Group при поддержке Акселератора ФРИИ запустили сбор заявок на программу внутреннего предпринимательства. Я решил, что это отличная возможность реализовать наш проект при поддержке подразделения инноваций и подал заявку на участие.

Наш проект позволяет сократить время расчета одной галереи в пять раз. Сейчас мы учим систему с помощью искусственного интеллекта считать ячейки отбора. На разработку алгоритма по их подсчету мы потратили больше полугода. В данный момент такого решения на рынке нет. Пока точность оставляет желать лучшего, но мы целимся в 80%. Сейчас мы находимся на стадии вхождения в пилот. Через 2-3 недели у нас стартует пилот на одном из распределительных центров Пятерочки. Мы уверены в успехе проекта, так как мы уже проводили пробный пилот без интеграции в систему.
Акселератор ФРИИ развивает направление внутреннего предпринимательства больше пяти лет. За это время мы запустили программы корпоративного предпринимательства с пятнадцатью корпорациями. Более 360 проектов прошли через наши программы, а 60% из них получили доступ на защиту. Это значит, что участникам команд удалось подтвердить гипотезы, рассчитать эффективность своих решений и идей. 112 проектов из них уже получили внедрение в компаниях.

Узнать больше про программы внутреннего предпринимательства, понять, насколько это актуально для вашей компании и как их эффективно использовать, мы предлагаем на бесплатной консультации с Анной Русаковой, руководителем направления корпоративных инноваций и внутреннего предпринимательства ФРИИ.

Для записи заполните форму и мы свяжемся с вами для уточнения времени.

Москва, ул. Мясницкая, 13 с.18
Отрасль вашей компании
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и согласие с условиями пользовательского соглашения и политики обработки персональных данных.

© Акселератор ФРИИ, 2021.
Услуги
    • Консалтинг по теме инноваций
    • Интеграция решений стартапов
    • Внутреннее предпринимательство
    • Развитие лидеров трансформации
    • Обучение и оценка компетенций
    • Ускорение продуктовых команд