Корпоративное предпринимательство
Как идеи сотрудников помогают развивать бизнес
Корпоративное предпринимательство — один из самых перспективных инструментов для создания новых продуктов и развития сотрудников. При этом сегодня только 8% из 500 крупнейших компаний России развивают внутренних предпринимателей. «Акселератор ФРИИ» поговорил с представителями X5 Retail Group, «Кировского завода», МТС, ПАО «Вымпелком» и банка УБРиР о том, какую ценность и эффект они получают. Публикуем расшифровку дикуссии.
Корпоративное предпринимательство — пока не самое распространенное в России явление, однако последнее время тренд на развитие интрапренерства набирает обороты. Если несколько лет назад каждая корпорация считала своим долгом проводить конкурсы идей, чтобы идентифицировать перспективных сотрудников, сегодня спросом пользуются программы внутреннего предпринимательства, которые позволяют не просто развивать людей, но и получать от этого прибыль.

При этом в работе над идеей используются методики стартапов: формулируются и тестируются гипотезы, проводятся проблемные интервью с клиентами. На выходе после серии быстрых экспериментов команда внутренних предпринимателей получает прототип с подтвержденной бизнес-моделью, а иногда и с первыми продажами.

Формат корпоративного предпринимательства отлично подходит компаниям, которые уже исчерпали внешний рынок или хотят посмотреть, что еще могут дать их сотрудники. С точки зрения HR, внутренние предприниматели — это кадровый резерв, люди с высоким потенциалом (HIPO), которых можно выдвигать на новые позиции. Для бизнеса программы корпоративного предпринимательства — возможность разработать и внедрить новые продукты, которые помогут корпорации выйти на новые рынки и увеличить прибыль. Однако не менее важный эффект — трансформация культуры в компании. Программы корпоративного предпринимательства помогают воспитать «стаю» людей, которые если и не будут мыслить задачами топ-менеджмента, то будут четко понимать, как увеличить экономических эффект в масштабах компании.
Екатерина Кузнецова, руководитель направления инноваций УБРиР:

«Системно работать с инновациями УБРиР начал около полутора лет назад с поиска решений стартапов. Тогда при поддержке «Акселератора ФРИИ» мы запустили «Акселератор УБРиР». В процессе работы со стартапами мы смогли оценить влияние работы с инновациями не только на экономические процессы, но и на корпоративную культуру банка в целом. По этой причине в середине 2020 года мы сформулировали запрос на работу с внутренними предпринимателями. К тому моменту мы уже запускали ряд конкурсов идей, но проекты на выходе мы, как правило, не получали. Поработав с «Акселератором ФРИИ», мы смогли с помощью пилотной программы корпоративного предпринимательства помочь некоторым финалистам конкурса идей преобразовать их идеи в реальные проекты.

Запуск пилотной программы корпоративного предпринимательства в банке УБРиР был совместной инициативой от направления инноваций и HR.»

Максим Гашков, руководитель акселератора внутренних стартапов «Гараж МТС»:

«Акселератор внутренних стартапов мы запустили для того, чтобы дать каждому сотруднику возможность попробовать реализовать свою идею. Зачем мы стали заниматься внутренним предпринимательством? Мы целимся в создание новых продуктов и параллельно формируем продуктовую и предпринимательскую культуру в компании. Главное отличие внутреннего акселератора от внешнего в том, что даже если идея сотрудника не получила своего продолжения в компании, он все равно приобретает компетенции и навыки, которые помогут ему в его дальнейшей работе в компании.
За два года существования акселератора мы провели уже три набора. В результате первой волны мы получили два собранных продукта, которые прошли акселерацию, пилотирование и попали в коммерческую эксплуатацию. Во втором наборе таких продуктов три, один из них уже находится в коммерческой эксплуатации, а два продолжают пилотирование. Всего за это время мы поработали более чем с 4500 сотрудниками и 30 региональными филиалами.
Формат работы «МТС Гараж» меняется в зависимости от задач компании. Участникам первого набора мы освобождали до 20% рабочего времени, а те пять команд, которые вышли на пилотирование по итогам демо, могли заниматься проектом 100% рабочего времени на протяжении шести месяцев. Во втором наборе мы поняли, что перемещение людей между работами занимает огромное количество времени. Чтобы ускорить процесс пилотирования и сэкономить ресурсы, мы решили запускать пилот сразу с тем подразделением, для которого создавался проект. Оказалось, что времени все равно уходит очень много. В этот раз мы решили, что если подразделению нравится продукт и команда, оно сразу забирает ребят к себе и самостоятельно запускает пилот.

По словам участников «МТС Гараж», их главная мотивация — возможность быстро увидеть значимый результат своего труда. На втором месте — шанс изменить карьерный вектор. Денежная мотивация, при этом, часто стоит на последнем месте.»

Александра Бочкова, руководитель программы «Внутреннее предпринимательство» в ПАО «Кировский Завод»:

«К моменту запуска программы по развитию внутренних предпринимателей Кировский завод уже два года работал с внешними стартапами. Основная задача работы с открытыми инновациями — проверить жизнеспособность технологи и далее либо масштабировать ее внутри Кировского завода, либо инвестировать, если технология интересна исключительно в качестве таргета для венчурного фонда. Какую цель мы преследовали, когда запускали программу развития внутреннего предпринимательства? Для нас крайне важна бизнес-составляющая. Естественно, следствием из этого является развитие корпоративной культуры, вовлечение сотрудников в работу с инновациями, как внешними, так и внутренними. Но все же наша ключевая цель — создание новых бизнесов и продуктов.
Развитием корпоративного предпринимательства на Кировском заводе занимается кросс-функциональная команда. Первая ее часть — инноваторы. Вторая — HR-служба, которая помогает с вовлечением сотрудников и процессно обеспечивает освобождение части рабочего времени сотрудников для участия в программе. Третья ступень — корпоративный университет, который помогает с образовательной частью.
Для участия в первой программе мы получили 83 идеи, которые поступали как от рядовых рабочих, так и от руководителей. 20 участников показали свои идеи на инновационном комитете, 4 проекта попало в бизнес-инкубатор. Участникам бизнес-инкубатора мы выделяем 30% рабочего времени, с ними работают трекеры, которые являются сотрудниками дирекции по инновациям. За время бизнес-инкубатора каждая команда получает до 48 часов индивидуального трекинга, 42 часа обучающих семинаров и около 110 часов уходит на работу над идеей. Кроме того, мы привлекаем студентов ведущих Петербургских университетов, потому что авторы наших идей — преимущественно производственники, поэтому мы стараемся сбалансировать команды, например, с помощью специалистов по маркетингу.»

Дмитрий Власенков, руководитель программы внутреннего предпринимательства в X5 Retail Group:

«Программа Х5 Idea Challenge стала первой программой внутреннего предпринимательства для нашей компании. К моменту ее запуска мы уже несколько лет успешно работали с инновациями: выстроили систему поиска решений по всему миру, пилотирование, масштабирование успешных практик и создания продуктов собственной R&D командой. Мы задумались, что может стать следующим шагом — казалось, что на внешнем рынке остается все меньше подходящих решений, поэтому мы стали смотреть в сторону программ внутреннего предпринимательства.

Программа внутреннего предпринимательства для X5 — это способ получить вполне реальный положительный эффект на EBITDA компании. Разумеется, помимо улучшения бизнес-показателей она направлена и на развитие талантов. Среди основных причин, по которым сотрудники X5 Retail Group принимают участие в программе — возможность заработать миллион рублей и повысить свою роль как внутри компании, так и на внешнем рынке. С помощью финансового вознаграждения мы мотивируем участников не просто принести драфт идеи, а довести ее до пилота. После защиты пилота идеи финалистов подхватывают проектные офисы или сами участники команды.

География нашего проекта — 10 городов. Всего в первой волне мы получили 226 идей, 70 из которых были выбраны для заочного отбора членами жюри, которые отобрали 50 из них. Стартовый интенсив прошли 38 проектов, в основную программу попали 30, предзащиту прошли 24 проекта, бюджет пилота защитили 16 проектов».

Алексей Алдошин, руководитель по развитию корпоративного предпринимательства «Билайн»:

«Если посмотреть на инкубатор с точки зрения бизнеса, то для меня это, в первую очередь, — инструмент исследования задач клиента и поиска решений для них. Инкубатор дает нам возможность сформулировать и подтвердить гипотезу, а затем определить, как и в каком формате полученное решение можно приземлить на существующие продукты или бизнес-процессы.
Наши сотрудники не освобождаются от основной деятельности во время участия в инкубаторе. Разумеется, это требует от них дополнительного напряжения и усилий. Это честно, потому что у каждого участника есть шанс получить хорошее вознаграждение. К примеру, приз за первое место — 1 млн. рублей
На сегодняшний день завершились две итерации проекта, который мы реализовывали совместно с «Акселератором ФРИИ»: в 2018 году и в июле 2020. В 2018 году было подано 217 заявок, из них 15 вышли в финал. Во второй раз было подано 354 заявки на входе, до финала дошло 18 проектов. Занявший первое место проект — это B2B продукт, который сейчас находится в реализации, но уже в финале у него были крупные продажи корпоративным клиентам.

Конечно, мы не забываем и про HR-цели: с помощью бизнес-инкубатора Билайн мы хотим создать обстоятельства для людей, которые хотят большего и готовы попробовать себя в роли интрапренеров, выявить успешные паттерны мышления и масштабировать их на всю компанию.»
© Акселератор ФРИИ, 2021.
Услуги
    • Консалтинг по теме инноваций
    • Интеграция решений стартапов
    • Внутреннее предпринимательство
    • Развитие лидеров трансформации
    • Обучение и оценка компетенций
    • Ускорение продуктовых команд