Статьи

Исследование продуктовых компетенций 2024: пробелы в discovery – главная боль продуктовых специалистов

Пресс-релизы
Центр корпоративных инноваций и продуктового развития «Акселератора ФРИИ» опубликовал результаты ежегодного исследования продуктовых компетенций в крупных корпорациях. Исследование охватывает ключевые аспекты диагностики продуктовых специалистов и вызовы, с которыми сталкиваются команды, работающие над созданием и управлением продуктами.

Основные инсайты исследования:
1) На рынке происходит «вымывание» продуктовой экспертизы уровня senior. Почему это происходит:
  • увеличивается количество продуктов, с которыми работают корпорации
  • требования к продуктовым ролям становятся «жестче».
  • отсутствуют системы преемственности / четкие стратегии карьерных переходов.
  • уменьшается количество возможностей для развития продуктовой экспертизы в малом бизнесе / стартапах / корпорациях.

2) Сильнее всего у продуктовых специалистов «проседают» компетенции в области discovery:
  • формулирование и тестирование гипотез.
  • запуск пилотов и тестов. Проектирование MVP.
  • проведение качественных и количественных исследований.
  • выявление потребности клиентов.

Анна Русакова, директор Центра корпоративных инноваций и продуктового развития «Акселератора ФРИИ»: «По нашему опыту в «Акселераторе ФРИИ», в проработке продукта этап discovery – это один из ключевых компонентов. Однако ему по прежнему уделяют недостаточно внимания, как сами продакт-менеджеры, так и компании в целом. Именно на этом этапе проверяются гипотезы и формируется понимание, насколько продукт будет успешен на рынке. Изучение и проработка продукта на этапе discovery без необходимых компетенций может обернуться для компаний значительными убытками».

В 2024 году в оценке приняли участие более 800 сотрудников из компаний в сферах промышленности, ИТ и банкинга. Это позволило получить объективный срез текущего уровня продуктовой экспертизы в разных сегментах рынка.

Почему вопрос эффективного управления продуктами сегодня такой актуальный? Современные корпорации развивают десятки продуктов одновременно: 1/3 российских компаний еженедельно запускают новые продукты, а некоторые из них разрабатывают до 100 сервисов одновременно. При этом 40% продуктов, выведенных на рынок, остаются невостребованными.

Низкая эффективность связана с отсутствием стандартизированных методологий, несогласованностью бизнес-стратегий и продуктовых портфелей, а также с дефицитом квалифицированных специалистов. Исследование Центра позволяет корпорациям быстрее адаптироваться к вызовам, связанным с высокой конкуренцией и регулярными изменениями:
  • выявить дефицитные компетенции и скорректировать образовательные треки продуктовых команд.
  • выстроить унифицированные подходы к подбору, развитию и мотивации продуктовых специалистов.
  • снизить затраты на неуспешные продуктовые гипотезы и ускорить вывод новых решений на рынок.

Ежегодная диагностика продуктовых компетенций – это не только анализ текущего уровня владения экспертизой, но и возможность сравнения показателей с бенчмарками в различных рыночных сегментах и разработка объективных рекомендаций для бизнеса.

Скачать исследование можно по ссылке.